Правила пожарной безопасности для школ


Правила пожарной безопасности для школ
Противопожарные требования к территории и помещениям школы. Пожары не обходят сторо­ной и учебные заведения, например, школы. Слу­чается это из-за несоблюдения требований пожар­ной безопасности учащимися или взрослыми. Иногда пожары случаются из-за незнания отдель­ными учащимися элементарных норм пожарной безопасности.
Начнем со школьной территории. Школьный двор должен быть не только ухоженным и краси­вым, но и пожаробезопасным. Для этого необходи­мо поддерживать его в чистоте. Прежде всего он не должен быть захламлен мусором, особенно сгорае­мым: листвой, бумагой, старой мебелью и т. п. Достаточно непогашенной спички для их воспла­менения, а до здания рукой подать. Ветром искры от огня могут быть занесены и в открытое окно школы, и на кровлю здания. Поэтому Правилами пожарной безопасности запрещено складировать на территории школ горючие материалы. Они долж­ны регулярно убираться и вывозиться за пределы школы. Этими же правилами категорически запре­щено разведение костров и сжигание мусора на школьных дворах.
Содержать в чистоте территорию школы надо не только для того, чтобы она выглядела красиво. За­громождение подъездов к зданию школы не дает возможности пожарным машинам подъехать к ней в случае необходимости. И вы можете дога­даться, чем может обернуться потерянное при по­жаре время.
В здании школы должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Если один из них отре­зан огнем, то для спасения необходимо использо­вать другой. Двери выходов должны открывать­ся наружу и быть оборудованными запорами, ко­торые легко открываются изнутри. Над дверями этих выходов должна быть надпись "Запасный выход".
Расстановка мебели и оборудования в классах, мастерских и других помещениях не должна пре­пятствовать эвакуации людей, а также их подходу к средствам пожаротушения. Эвакуационные про­ходы, лестницы нельзя загромождать какими-либо предметами и оборудованием.
Кому-то эти требования могут показаться ме­лочными и даже ненужными. Но так можно рас­суждать, когда все спокойно и нет никакой опас­ности. Если же в школе сложи­лась чрезвычайная ситуация и большое количество учащихся одновременно стараются поки­нуть здание, то эти "мелочи" могут привести к человеческим жертвам.
В школе есть помещения и кабинеты, являющиеся пожаро­опасными. К ним относятся хи­мические лаборатории, кабине­ты химии и физики, учебные мастерские. В них используются легковоспламеняющиеся жидкости, горю­чие вещества, имеются электрические приборы. Работа с ними должна проводиться только в при­сутствии педагогов или лаборантов. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности элек­троприборов и проверить наличие соответствую­щих этикеток на банках с реактивами. Работать с огнеопасными жидкостями нужно только в вытяж­ных шкафах при включенной вентиляции.
Закончив работу, промасленные ветошь или тряпки нужно убрать в металлический ящик с крышкой. После занятий ящик должен быть очи­щен. Следует убрать мусор и отходы, не забыть выключить электроприборы.
Вы также должны бережно относиться к пер­вичным средствам пожаротушения, имеющимся в школе. Возможно, в чрезвычайной ситуации они спасут вам или кому-то жизнь.
Действия при пожаре в школе. Пожары всегда опасны для людей. Но пожар в школе или другом общественном здании более опасен из-за большого скопления людей. Опасность состоит в том, что они обычно плохо знают пути спасения. Печальный опыт свидетельствует, что большинство людей в экстремальной ситуации пытается спастись знако­мым путем, поэтому они часто бегут буквально в огонь. Чтобы этого не произошло, находясь в лю­бом помещении, вы должны узнать, где находится аварийный или эвакуационный выход. Нельзя за­бывать об этом и в салоне автобуса, троллейбуса или авиалайнера.
Каждый учащийся должен правильно и без па­ники действовать при пожаре в школе. Ученик, за­метивший загорание, обязан немедленно сообщить об этом учителю или дежурному МЧС по телефо­ну 101. Чем быстрее прибудут спасатели, тем лег­че и успешнее будет ликвидирован пожар и ока­зана помощь людям. Не надо тратить время на выяснение причин и поиск места возгорания, по­тому что пожар тем временем может принять большие размеры. Этому способствует отделка учебных помещений деревом, пластмассами и дру­гими горючими материалами. Не надо забывать и об особой опасности мастерских, а также физичес­ких и химических лабораторий.
После сообщения о пожаре все учащиеся и взрослые должны покинуть помещение через ос­новные или запасные пути эвакуации. Эвакуация должна проводиться немедленно и из всего здания независимо от размеров пожара. В первую очередь эвакуируются учащиеся из кабинетов, где созда­лась наибольшая угроза для жизни.
Каждое школьное здание имеет не менее двух эвакуационных выходов. В случае невозможности использовать один  выход,  отрезанный  огнем,
используется другой. В каждой школе также имеется план эва­куации на случай пожара или другого чрезвычайного проис­шествия. Обязанность всех уча­щихся — ознакомиться с пла­ном эвакуации, его содержани­ем, определить на нем место расположения своего класса и пути движения при эвакуации. План вывешивается на хорошо видимых местах, примыкаю­щих к путям эвакуации.
Эвакуация (при пожаре) — процесс движения людей из помещения, здания по эвакуационным путям с целью предотвращения возможного воз­действия на них опасных факторов пожара.
Эвакуационный путь — это путь от возможного места пребывания человека по свободным прохо­дам до выхода из здания.
При неорганизованной эвакуации может воз­никнуть паника, что часто заканчивается траги­чески. Например, в классе все ученики одновре­менно встают со своих мест и направляются к выходу. Вследствие ограниченной пропускной способности эвакуационных путей и выходов со­здается толчея. Она уменьшает скорость движе­ния учащихся. Это приводит к противоречию: чем быстрее люди стремятся покинуть помеще­ние, тем больше времени они вынуждены затра­тить на это. Чтобы такого не произошло, крайне важными при эвакуации являются дисциплини­рованность и четкое выполнение распоряжений учителя.
Передвижение должно осуществляться орга­низованно и без паники. Не толкайте друг друга. При необходимости оказывайте по­мощь другим учащимся, особенно младших классов.

Эвакуируясь с верхних этажей, используйте лест­ничные клетки. При их задымлении раскройте или разбейте окна на лестничных площадках или в их пределах. Не забудьте закрыть двери помещений, откуда проникает дым. Если помещение задымлено, двигайтесь, пригнувшись к полу. Не забывайте за­щищать органы дыхания известными вам средства­ми.
В случае невозможности эвакуации обычным путем можно попытаться вылезти через окна, если класс находится на первом этаже. Если и это не­возможно, необходимо поступать, как в ситуациях при пожаре в жилище. Важно только не панико­вать! С верхних этажей людей спасают, используя стационарные и приставные лестницы.
Если загорание небольшое и пожар не принял угрожающих размеров, нужно до прибытия пожар­ных потушить огонь самим. Для этого используют­ся первичные средства пожаротушения: огнетуши­тели, вода (в том числе из пожарных кранов), а также плотная ткань.
После вызова спасателей не забывайте об их встрече. Встречающий должен проинформировать пожарное подразделение о сложившейся обстанов­ке, есть ли угроза людям, где они находятся.
Для того, чтобы действия учащихся при возмож­ном пожаре были слаженными, в каждой школе ежегодно проводится "День гражданской обороны" или "День защиты детей". На этих мероприятиях отрабатываются действия на случай пожара в шко­ле. Отнеситесь к этому серьезно и ответственно.
Если в школе случился пожар, надо вызывать и скорую медицинскую помощь. У многих после на­хождения в задымленном помещении могут быть головные боли, рвота, ухудшение состояния. В та­ких случаях после эвакуации надо обратиться за помощью к медработникам.
Знания о действиях при пожаре в школе могут пригодиться вам и при нахождении в других общест­венных местах, где возник пожар. Это театры, ма­газины, кафе, вокзалы, кинотеатры, концертные или спортивные залы и т. п. Полученные знания будут полезными и в будущем, когда вы станете взрослыми.