Правила дорожного движения-6

Скачать учебник
ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ ПО ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ


Сигналы светофоров
      Вы уже знакомы с пешеходными светофорами и многими видами транспортных светофоров, умеете руководствоваться их сигналами. Светофор считается самым эффективным средством регулирования дорожного движения.
Светофоры — это технические средства организации дорожного движения. Они применяются для регулирования очередности проезда транспортных средств и движения пешеходов. Светофоры могут устанавливаться для информирования водителя об опасном участке, на котором расположен пешеходный переход. В таком случае работает желтый мигающий сигнал.
Для регулирования дорожного движения применяются светофоры с круглыми сигналами зеленого, желтого, красного и бело лунного цветов. Они могут быть выполнены в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипедиста, бывают Х образные. Светофоры имеют вертикальное или горизонтальное расположение сигналов в зависимости от назначения (транспортные, реверсивные, железнодорожные, трамвайные, пешеходные).
     В вертикальных светофорах сигналы располага ются сверху вниз: красный, желтый, зеленый; в горизонтальных — слева направо: красный, жел тый, зеленый.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые распола гаются на уровне зеленого круглого сигнала. Мо жет использоваться и дополнительное оборудова ние — экраны, информационные секции, информа ционные таблички, цифровые табло.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
       􀂋 зеленый сигнал разрешает движение;
􀂋 зеленый мигающий сигнал разрешает движе ние и информирует, что его действие истекает и
вскоре включится запрещающий сигнал;
􀂋 желтый сигнал запрещает движение (кроме случаев, когда водители не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению) и предуп реждает о предстоящей смене сигналов;
􀂋 желтый мигающий сигнал разрешает движе ние и информирует о наличии нерегулируемого пе рекрестка или пешеходного перехода, предупре ждает об опасности;
􀂋 красный сигнал, в том числе мигающий (или два попеременно мигающих красных сигнала), за прещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запре щает движение и информирует о предстоящем
включении зеленого сигнала.
Сигналы светофора, выполненные в виде стре лок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответству ющего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипедиста), то его действие распро страняется только на пешеходов (велосипедистов).
При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает их движение.
Для информирования пешеходов инвалидов по зрению о возможности пересечения проезжей час ти световые сигналы светофора могут быть допол нены звуковым сигналом.
Пешеход может попасть в опасную ситуацию даже на регулируемом пешеходном переходе, если не вовремя начнет движение или задержится на проезжей части. На перекрестках и пешеходных переходах устанавливаются цифровые табло, по казывающие время до включения запрещающего или разрешающего сигнала. В любом случае пешеходу следует определить, есть ли на проезжей части островок безопасности, на котором разреша ется находиться при запрещающем сигнале свето фора. Мигающий зеленый сигнал светофора за прещает выход на проезжую часть и с тротуара, и с островка безопасности. Если включился запре щающий сигнал, а пешеход находится на проез жей части, следует продолжить движение до ост ровка безопасности. Если же он уже пройден или вообще отсутствует, то нужно завершить переход
проезжей части дороги. Важно запомнить, что возвращаться назад, бежать по пешеходному пере ходу нельзя. Водители автомобилей ожидают, что пешеход будет действовать в соответствии с пра вилами дорожного движения.
    Сигналы и жесты регулировщика
     Дорожное движение в городах и на оживлен ных магистралях организуется обычно с помощью дорожных знаков, дорожной разметки и светофоров. Но в случае усложнения ситуации, когда технические средства организации дорож ного движения не справляются, необходимо вме шательство человека. Таким человеком становит ся сотрудник Госавтоинспекции, специально обу ченный приемам регулирования дорожного дви жения. Он одет в форменную одежду повышен ной видимости с элементами из световозвращаю
щего материала. Жезл и свисток — обязательные атрибуты регулировщика.
Обычно регулировщик вмешивается в органи зацию дорожного движения при неисправности
светофоров на перекрестке или пешеходном пере ходе, в случае заторов на дороге, резкого ухуд
шения погодных условий на сложных участках дороги. Регулировщики привлекаются к работе,
когда необходимо организовать движение через проезжую часть больших масс людей, например, на дороге возле стадиона после футбольного мат ча. Сигналы регулировщика отменяют действие всех дорожных знаков, дорожной разметки и сигналы светофора.
Действия регулировщика направлены на организацию дорожного движения и обеспечение
го безопасности, поэтому все участники дорожного движения — и водители, и пешеходы — должны понимать жесты и сигналы регулировщика и под чиняться им.
Сигналами регулировщика являются положения его корпу са и жесты рук, которые имеют следующие значения.
Руки вытянуты в стороны или опущены:
􀂋 со стороны левого и пра вого бока пешеходам разреше но переходить проезжую часть.
Трамваю разрешено двигаться только прямо, а остальным
транспортным средствам разре шено двигаться прямо и пово рачивать направо;
􀂋 со стороны груди и спи ны движение пешеходов и всех транспортных средств запре щено.

Правая рука вытянута впе ред:
􀂋 пешеходам разрешено пе реходить проезжую часть за спиной регулировщика пото му, что со стороны правого бока и спины регулировщи ка движение всех транспортных средств запре щено;
􀂋 пешеходам запрещено переходить проезжую часть со стороны левого бока регулировщика пото му, что трамваю разрешено движение налево, а другим транспортным средствам — во всех направ лениях;
􀂋 пешеходам запрещено переходить проезжую часть со стороны груди регулировщика потому, что разрешено движение транспортных средств
направо.
Рука поднята вверх:
􀂋 движение пешеходов и всех транспортных средств запрещено во всех направле ниях;
пешеходам:
􀂋 запрещено выходить на проезжую часть;
􀂋 разрешается дойти до ос тровка безопасности;
􀂋 разрешается закончить пе реход проезжей части, если нет островка безопасности.
Регулировщик может подать жестами рук и другие сигналы, понятные участникам дорожного
движения, например, “проезжайте быстрее”, “остановитесь здесь”. Для привлечения внимания он может использовать свисток. С помощью громкоговорителя регулировщик может подавать команды голосом.
       Сигналы и указания регулировщика обязатель ны для исполнения участниками дорожного дви жения, даже если они не соответствуют сигналам светофоров и требованиям других технических средств организации дорожного движения.
    

Дорожная разметка
    В населенном пункте движение автомобилей и пешеходов разделяется благодаря таким элемен там дороги, как проезжая часть и тротуар.
      К тому же их движение организуется дорожными знаками и светофорами. Это обеспечивает безопас ность и водителей, и пешеходов. Есть и еще одно техническое средство организации дорожного дви жения, хорошо вам знакомое. Обратите внимание на проезжую часть доро ги. На асфальте вы увидите белую сплошную или прерывистую линию. Это элемент дорожной разметки, разделяющий смежные полосы проезжей части. Похожая сплошная линия отделяет пешеходную или велосипедную дорожку от про езжей части, а также обозначает границу меж ду проезжей частью и обочиной дороги. Все это дорожная разметка.      Она может быть постоянной и временной.
Постоянная дорожная разметка имеет белый цвет, но бывает и желтого цвета, как, например,
при обозначении остановочных пунктов. Времен ная дорожная разметка имеет оранжевый цвет.
       Она используется в местах проведения ремонтных работ на дороге, в некоторых других случаях, ког да необходимо на некоторое время изменить орга низацию дорожного движения. Если временная до рожная разметка противоречит постоянной, участ ники дорожного движения должны руководство ваться временной дорожной разметкой.
Дорожная разметка — это линии, надписи или изображение дорожных знаков на проезжей части.
       Дорожная разметка делится на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная дорожная разметка устанавли вает определенные режимы и порядок дорожного движения. Вертикальная дорожная разметка обо значает элементы дорожных сооружений, оборудо вания дорог и служит средством зрительного ори ентирования на дорогах.
       Большая часть дорожной разметки предназначе на для организации дорожного движения транс портных средств.
       Для организации движения пешеходов через проезжую часть применяется несколько видов до рожной разметки. Так, на нерегулируемом пеше ходном переходе дорожная раз метка имеет вид широких череду ющихся полос белого цвета. По этой причине такая разметка по лучила название “зебра”. В мес тах повышенной опасности на пе шеходных переходах к белым широким полосам добавляются желтые полосы такой же шири ны. Пешеход движется как бы по ковровой дорожке.