Правила дорожного движения-5

Скачать учебник
ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ ПО ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ


   
    К участникам движения относятся водители, пе шеходы, пассажиры. Для всех их определены общие права и обязанности.
Так, участники дорожного движения имеютправо:
􀂋 на обеспечение безопасного движения по доро гам;
􀂋 на получение информации о причинах ограни чения или запрещения движения по дороге;
􀂋 на получение медицинской помощи и возме щение нанесенного вреда в случае дорожно транс
портного происшествия.
Пешеход имеет право передвигаться по дорогам при условии, что он соблюдает установленные пра вила.
Пешеход обязан двигаться по тротуару. Если его нет, пешеход должен идти по пешеходной дорожке. Если нет ни тротуара, ни пешеходной до рожки, пешеходу следует двигаться по велоси педной дорожке, но при этом уступать дорогу ве лосипедистам.
Если тротуар, пешеходная или велосипедная до рожка отсутствуют, то пешеходу позволяется дви гаться только по обочине.
По краю проезжей части дороги пешеход может двигаться только при условии, что вблизи нет ни тротуара, ни пешеходной, ни велосипедной дорож ки, ни обочины, по которой можно идти.
        В этом случае пешеход должен двигаться навстречу движению транспортных средств и
уступать дорогу транспортным средствам. При движении по краю проезжей части пешеход не
пользуется таким преимуществом, как на пеше ходном переходе.
В темное время суток, когда автомобили дви жутся с включенным светом фар, пешеход, идущий по краю проезжей части, должен обозначить себя по меньшей мере одним световозвращающим элементом.
Форма световозвращающего элемента не имеет значения. Главное — где и как его разместить.
Крепить элемент необходимо спереди, чтобы на него падал свет фар встречных транспортных средств. Если световозвра щающих элементов несколько, то один из них крепится на
одежде между стопой и коленом, а другой — на уровне туловища. Можно надеть одежду со свето возвращающими элементами, вшитыми уже при ее изготовлении.
Пешеход может вести рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл без бокового прицепа. Требо вания к его движению остаются теми же.
В темное время суток пешеход c велосипедом должен двигаться не навстречу, а попутно движе нию транспортных средств, если на задней части ве лосипеда, мопеда или мотоцикла имеются огни, излучающие красный свет, или установлены исправ ные световозвращатели красного цвета.
Правила дорожного движения
и перекрестки

       Человек прокладывал дороги по мере необхо димости. Увеличение числа дорог привело к
тому, что они начали пересекаться между собой.
        Чем больше было дорог, тем чаще они пересека лись друг с другом. В городах дома строили та ким образом, чтобы к ним было удобно подъ ехать, а это приводило к необходимости иметь большое число улиц, переулков и проездов. Они также пересекались между собой. Такое место пересечения стали называть перекрестком.
       В средневековых городах все дороги вели в центр города, где располагалась площадь. Это был самый большой городской перекресток. Со време нем городские площади потеряли свое торговое значение, но сохранили значение перекрестка, с которого можно уехать в любом направлении.
При большом скоплении на площади пешеходов и гужевых повозок возникала необходимость в организации этого беспорядочного движения. Так появились правила проезда перекрестков и требо вания по организации дорожного движения на перекрестках. Первые дорожные указатели и до рожные знаки были установлены перед перекрест ками.
       На регулируемом перекрестке порядок движения пешеходов и транспортных средств определяет регу лировщик или светофор.
Пешеходный переход на перекрестке обозначается дорожными знаками “Пешеходный переход” и гори зонтальной дорожной разметкой.
При наличии пешеходного светофора пешеходы руководствуются его сигналами.
Красный сигнал пешеходного светофора запре щает движение пешеходов.
Зеленый сигнал пешеходного светофора разре шает движение пешеходов.

ПАМЯТКА
Мигающий зеленый сигнал пешеходного светофора:
􀂋 запрещает выход на проезжую часть;
􀂋 разрешает дойти до островка безопасности;
􀂋 разрешает закончить переход проезжей части, если нет островка безопасности.
Если на включенном зеленом сигнале пеше ходного светофора светится желтое кольцо, то
через пешеходный переход мо гут одновременно с пешехода ми двигаться транспортные
средства.
Рядом с пешеходным свето фором может располагаться цифровое табло, на котором
указывается время действия сигнала.

       При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора. Зеленый сигнал разреша ет движение через проезжую часть, а красный и желтый — запрещает.
       На нерегулируемом перекрестке пешеходы долж ны переходить проезжую часть по пешеходному пе реходу. В этом случае правила перехода проез жей части ничем не отличаются от правил перехо да по нерегулируемому пешеход ному переходу.
       Почему переходить необходи мо на перекрестках?
Во первых, подъезжая к ним, водители снижают ско рость автомобиля, к тому же они удваивают внимание. Во вторых, на перекрестках дви жение часто регулирует свето фор или регулировщик, пооче редно пропуская пешеходов и автомобили.
       
  
     При желтом мигающем сигнале или выключен ном светофоре перекресток считается нерегулируе мым. При отсутствии на перекрестке пешеходного пе рехода, обозначенного дорожными знаками или до рожной разметкой, переходить проезжую часть не обходимо по линии тротуаров или обочин, как по казано на рисунке.
     Регулировщик — это работник Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), регулирующий дорожное движение. Он должен быть в форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала. Такая одежда делает его заметным для участников дорожного движения и обеспечивает его безопасность, осо бенно в темное время суток. Это очень важно, по скольку сотрудник ГАИ во время работы находится на проезжей части дороги. В экипировку регулировщика входят также жезл и свисток, а
зачастую и средство радиосвязи. Сигналы, кото рые подает регулировщик, должны знать и вы
полнять все участники дорожного движения.
Только тогда будет обеспечена безопасность пере сечения опасного участка и пешеходами, и транс портными средствами. 
     Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и жесты рук, которые имеют следующие значения.

Руки вытянуты в стороны или опущены:􀂋 со стороны левого и право го бока пешеходам разрешено переходить проезжую часть;􀂋 со стороны груди и спины движение пешеходов и всех транспортных средств запре щено. Правая рука вытянута вперед:􀂋 пешеходам разрешено пере ходить проезжую часть за спи ной регулировщика.Рука поднята вверх:􀂋 движение пешеходов и всех транспортных средств запрещено во всех направлениях;пешеходам:􀂋 запрещено выходить на проезжую часть;􀂋 разрешается дойти до островка безопасности;􀂋 разрешается закончить переход проезжей час ти, если нет островка безопасности.             Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигнал, понятные участникам дорожного движения, например, “проезжайте быстрее”. Для привлечения внимания он может использовать сви сток. С помощью громкоговорителя регулировщик может подавать команды голосом.   Водители и пешеходы должны выполнять требо вания сигналов регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям до рожных знаков, дорожной разметки. Регулировать дорожное движение необходимо в любую пору года, в любую погоду, а в ряде мест и в любое время суток. Чтобы регулировщи ку работать  было легче, был придуман светофор.Первоначально сигналы светофора включал сам регулировщик, который уже не стоял на перекрестке. Со временем сигналы светофора стали включаться компьютером по определенной про грамме. Программа работы светофора учитывает время суток, интенсивность движения и позволя ет обеспечить проезд транспортных средств по“зеленой волне”.
       
       Светофор при помощи света трех цветов позво ляет организовать движение пешеходов и транс портных средств. У каждого цвета свое значение:
зеленый — “можно двигаться”,
желтый — “внимание” (предуп реждает о предстоящей смене сиг налов и запрещает движение),
красный — “стой!”. Устройство это очень ценное и важное.
Самые привычные сигналы —круглые. Красный сигнал свето фора расположен вверху, желтый — посредине, а зеленый —внизу. Кроме круглых, встреча ются сигналы в виде стрелки.
Они дополнительно показывают направление, куда может ехать автомобиль. Сигнал пешеходно го светофора может быть выполнен в виде силуэ та пешехода. Красный силуэт запрещает людям переходить проезжую часть; зеленый — разреша ет это делать, а для слабовидящих людей преду смотрено его сопровождение звуковым сигналом.
Могут быть использованы сигналы в виде силуэ та велосипедиста. Такой светофор регулирует
движение по велосипедной до рожке.
Для регулирования движения трамваев и троллейбусов могут использоваться светофоры с четырьмя белыми круглыми сигна лами в виде буквы “Т”.
Сломался светофор — и сразу возникает ситуация, в которой необходимо руководствоваться
дорожными знаками. Если не возможно быстро исправить светофор, его может
заменить только человек, умеющий регулировать движение, — регулировщик.
Один из опасных участков дороги — место ее пересечения с железнодорожными путями. Это
пересечение называется железнодорожным пере ездом.
Если, подойдя к переезду, вы видите двойной красный сигнал светофора, мигающий и сопровож даемый звонком, знайте, что переход запрещен!